На этой картинке - древнейшие из известных псковских денег.
«Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая» на аверсе – это, по мнению историков, стилизованное изображение великого псковского князя Довмонта – литовца по происхождению, ставшего после принятия крещения православным Тимофеем. Довмонт-Тимофей был одним из главных героев полулегендарного периода русской (и не только русской) истории, который в каком-нибудь аниме назвали бы Эпической Битвой С Крестоносцами.
Скульптурное изображение Довмонта в Пскове на постаменте памятника святой Ольге.
Тогда рыцари-монахи, переживавшие расцвет своего могущества, решили навести порядок не только в окрестностях неправедно удерживаемого басурманами Иерусалима, но и взять к ногтю последних язычников Европы, окопавшихся на берегах Балтийского моря. Обращать в христианство всех этих пруссов, эстов, куршей и земгалов отправилось сразу два ордена «воинов христовых» - Тевтонский орден и Орден меченосцев. Жившие по соседству с язычниками русские княжества также попали под замес – крестоносцы решили, что православные схизматики, извратившие учение Христа, ничем не лучше язычников.
Времена на Земле тогда стояли суровые, поэтому язычники были парнями резкими, и не дураками подраться, но у разобщенных немногочисленных племен не было шансов против профессиональных военных, спаянных железной дисциплиной и усиленных богатым боевым опытом. В итоге крестоносцы захватывали все больше и больше территории, но вдруг случилась неожиданность – литовские племена язычников, поклоняющихся священными ужам, сумели объединиться и в альянсе с соседями-русскими создали государство, получившее название «Великое княжество Литовское». Новообразованная страна сцепилась с орденом уже всерьез и остановила его продвижение на восток.
Гавриил и Довмонт Псковские, благоверные князья с образом Успения Богородицы
Псков в Великое княжество Литовское не вошел, но, будучи ближайшим соседом, в драках с крестоносцами принимал самое что ни на есть активное участие. Особенно прославился на этом поприще псковский князь Довмонт, который, как писал летописец, был «муж доблести и чести безупречной, на немец лютый до смерти».
«Лютый Довмонт» причислен Русской православной церковью к лику святых, поэтому на изображении в псковском Троицком соборе изображен довольно благостным, хоть и с мечом.
С непременным мечом, в короне, и с довольно-таки разбойничьей физиономией князя изображали и на первых псковских монетах и печатях:
А вот на другой стороне монеты был весьма интересный зверь.
Сразу скажу, словосочетание «зверь лют» является колдовским заклинанием. По крайней мере, если его произнести в присутствии историков, они тут же начнут спорить, ругаться, и, возможно, даже обзываться.
Среди историков дискуссия о «звере лютом» идет с дореволюционных времен и до сих пор далека от завершения. Все началось с очень древнего текста – «Поучения» Владимира Мономаха, того самого, с шапкой. Вот он на картине В.П. Верещагина «Завещание Владимира Мономаха».
В этом своеобразном завещании знаменитый русский князь рассказывает детям о своей жизни, и, в частности, об охотничьих подвигах:
«Тура мя 2 метала на розѣх и с конемъ, олень мя одинъ болъ, а 2 лоси одинъ ногами топталъ, другыи рогома болъ, вепрь ми на бедрѣ мечь оттялъ, медвѣдь ми у колѣна подъклада укусилъ, лютыи звѣрь скочилъ ко мнѣ на бедры, и конь со мною поверже.И Богъ неврежена мя съблюде».
В принципе, все понятно, но на всякий случай дам перевод:
«Два тура метали меня на рогах с конем вместе; олень меня бодал; два лося – один ногами топтал, другой рогами бодал; дикий кабан оторвал у меня меч сбоку; медведь у колена прокусил подседельный войлок; лютый зверь вскочил ко мне на бедра и повалил коня со мною, а Бог сохранил меня целым и невредимым».
Однажды историки задались вопросом – а кто такой лютый зверь? Все остальные названы по именам, а этот остался засекреченным. К тому же непонятно, кто в на нашей территории мог прыгнуть всаднику на ноги и свалить его вместе с конем.
И понеслось… Лев! Нет, волк! Какой волк? Медведь! Рысь! Барс! Леопард!
Проблема усугубляется тем, что словосочетание «зверь лют» встречается во множестве русских текстов, от древнейшей «Повести о полку Игореве» («скочи от них лютым зверем в полночи») до сравнительно недавнего костромского изразца 1660 года с надписью «Грифозверь лютый»:
А в самом таинственном отрывке из русских летописей «лютыми» обозваны совсем уж экзотические для русских земель животные. Я имею в виду знаменитый отрывок из Псковской третьей летописи так называемого Архивского второго списка: «В году 1581-м в Новгороде соорудили земляную крепость. В том же году вышли из реки лютые звери крокодилы и путь всем преградили. Многих людей крокодилы покусали. Люди ужасались и молились богу по всей земле. Потом крокодилы спрятались, а некоторых из них убили».
Сразу скажу – я не знаю, откуда взялись лютые крокодилы в Пскове. И никто не знает. Это место в летописи – одна из так называемых загадок истории, не имеющих удовлетворительного объяснения (хотя на самом деле это, конечно, первое описание захвата Земли рептилоидами и сопротивления землян).
В общем, лютых зверей было на Руси множество. В том числе и на новгородских и псковских монетах и гербовых печатях. В Великом Новгороде его даже подписали: «А се лютъ зверь»
Псковский «лютый» остался неподписанным, но визуально он – полный близнец своего новгородского собрата:
Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame