Таинственный люк на дне моря под Новороссийском

Тайна, которую удалось разгадать. Рассказывает журнал «Лучик»

В начале 1964 года студент Югославской художественной академии Александр Паунович посетил храм Спаса Вседержителя, что в монастыре Высокие Дечаны в Сербии. Его интересовали византийские фрески XIV века. По возвращении домой он проявил отснятые плёнки, отпечатал фотографии, достал увеличительное стекло и начал неторопливо рассматривать снимки. Взяв в руки одну из фотографий, ту, на которой была снята фреска «Распятие», Паунович от удивления чуть было не выронил из рук лупу. То, что он увидел, было невероятным, немыслимым, совершенно не укладывалось в голове!

Князь, "лютый до смерти" и зверь лют

На этой картинке - древнейшие из известных псковских денег.

«Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая» на аверсе – это, по мнению историков, стилизованное изображение великого псковского князя Довмонта – литовца по происхождению, ставшего после принятия крещения православным Тимофеем. Довмонт-Тимофей был одним из главных героев полулегендарного периода русской (и не только русской) истории, который в каком-нибудь аниме назвали бы Эпической Битвой С Крестоносцами.

Скульптурное изображение Довмонта в Пскове на постаменте памятника святой Ольге.

Тогда рыцари-монахи, переживавшие расцвет своего могущества, решили навести порядок не только в окрестностях неправедно удерживаемого басурманами Иерусалима, но и взять к ногтю последних язычников Европы, окопавшихся на берегах Балтийского моря. Обращать в христианство всех этих пруссов, эстов, куршей и земгалов отправилось сразу два ордена «воинов христовых» - Тевтонский орден и Орден меченосцев. Жившие по соседству с язычниками русские княжества также попали под замес – крестоносцы решили, что православные схизматики, извратившие учение Христа, ничем не лучше язычников.

Времена на Земле тогда стояли суровые, поэтому язычники были парнями резкими, и не дураками подраться, но у разобщенных немногочисленных племен не было шансов против профессиональных военных, спаянных железной дисциплиной и усиленных богатым боевым опытом. В итоге крестоносцы захватывали все больше и больше территории, но вдруг случилась неожиданность – литовские племена язычников, поклоняющихся священными ужам, сумели объединиться и в альянсе с соседями-русскими создали государство, получившее название «Великое княжество Литовское». Новообразованная страна сцепилась с орденом уже всерьез и остановила его продвижение на восток.

Гавриил и Довмонт Псковские, благоверные князья с образом Успения Богородицы

Псков в Великое княжество Литовское не вошел, но, будучи ближайшим соседом, в драках с крестоносцами принимал самое что ни на есть активное участие. Особенно прославился на этом поприще псковский князь Довмонт, который, как писал летописец, был «муж доблести и чести безупречной, на немец лютый до смерти».

«Лютый Довмонт» причислен Русской православной церковью к лику святых, поэтому на изображении в псковском Троицком соборе изображен довольно благостным, хоть и с мечом.

С непременным мечом, в короне, и с довольно-таки разбойничьей физиономией князя изображали и на первых псковских монетах и печатях:

А вот на другой стороне монеты был весьма интересный зверь.

Его зовут "зверь лют".

Сразу скажу, словосочетание «зверь лют» является колдовским заклинанием. По крайней мере, если его произнести в присутствии историков, они тут же начнут спорить, ругаться, и, возможно, даже обзываться.

Среди историков дискуссия о «звере лютом» идет с дореволюционных времен и до сих пор далека от завершения. Все началось с очень древнего текста – «Поучения» Владимира Мономаха, того самого, с шапкой. Вот он на картине В.П. Верещагина «Завещание Владимира Мономаха».

В этом своеобразном завещании знаменитый русский князь рассказывает детям о своей жизни, и, в частности, об охотничьих подвигах:

«Тура мя 2 метала на розѣх и с конемъ, олень мя одинъ болъ, а 2 лоси одинъ ногами топталъ, другыи рогома болъ, вепрь ми на бедрѣ мечь оттялъ, медвѣдь ми у колѣна подъклада укусилъ, лютыи звѣрь скочилъ ко мнѣ на бедры, и конь со мною поверже.И Богъ неврежена мя съблюде».

В принципе, все понятно, но на всякий случай дам перевод:

«Два тура метали меня на рогах с конем вместе; олень меня бодал; два лося – один ногами топтал, другой рогами бодал; дикий кабан оторвал у меня меч сбоку; медведь у колена прокусил подседельный войлок; лютый зверь вскочил ко мне на бедра и повалил коня со мною, а Бог сохранил меня целым и невредимым».

Однажды историки задались вопросом – а кто такой лютый зверь? Все остальные названы по именам, а этот остался засекреченным. К тому же непонятно, кто в на нашей территории мог прыгнуть всаднику на ноги и свалить его вместе с конем.

И понеслось… Лев! Нет, волк! Какой волк? Медведь! Рысь! Барс! Леопард!

Проблема усугубляется тем, что словосочетание «зверь лют» встречается во множестве русских текстов, от древнейшей «Повести о полку Игореве» («скочи от них лютым зверем в полночи») до сравнительно недавнего костромского изразца 1660 года с надписью «Грифозверь лютый»:

А в самом таинственном отрывке из русских летописей «лютыми» обозваны совсем уж экзотические для русских земель животные. Я имею в виду знаменитый отрывок из Псковской третьей летописи так называемого Архивского второго списка: «В году 1581-м в Новгороде соорудили земляную крепость. В том же году вышли из реки лютые звери крокодилы и путь всем преградили. Многих людей крокодилы покусали. Люди ужасались и молились богу по всей земле. Потом крокодилы спрятались, а некоторых из них убили».

Сразу скажу – я не знаю, откуда взялись лютые крокодилы в Пскове. И никто не знает. Это место в летописи – одна из так называемых загадок истории, не имеющих удовлетворительного объяснения (хотя на самом деле это, конечно, первое описание захвата Земли рептилоидами и сопротивления землян).

В общем, лютых зверей было на Руси множество. В том числе и на новгородских и псковских монетах и гербовых печатях. В Великом Новгороде его даже подписали: «А се лютъ зверь»

Псковский «лютый» остался неподписанным, но визуально он – полный близнец своего новгородского собрата:

__________

Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame

Моя группа в Телеграмм - https://t.me/cartoon_history

Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741

Загадка века...

Рекомендуем
@lilpo
@mozaik
Тренды

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: